Национальный проект «Образование»
К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
|
|
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
и этапы реализации программы наставничества
«Вместе к успеху» в Ростовской области
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит:
-
передавать знания;
-
формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
-
определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
-
назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
-
фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
-
обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
-
желание наставника участвовать в программе;
-
профессиональный опыт;
-
развитые компетенции, навыки коммуникации;
-
ресурс времени;
-
положительный жизненный, профессиональный опыт;
-
соответствие запросам наставляемых;
-
активная гражданская позиция;
-
мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
-
обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
-
педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
-
родители/опекуны обучающихся
-
участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:
-
информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
-
о возможностях и целях программы;
-
организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
-
оформление нормативно-правовых документов;
-
определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
-
предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
-
организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
-
формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
-
групповая встреча наставника и наставляемых;
-
проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
-
представление результатов работы конкретной пары/группы;
-
сбор обратной связи от участников программы;
-
организация и проведение финального мероприятия;
-
награждение лучших наставнических пар/групп;
-
формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.