Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Региональная практика профессионального самоопределения молодежи: проблемы, эффекты и перспективы

10 июня 2021 года на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО состоялась региональная научно-практическая конференция «Региональная практика профессионального самоопределения молодежи: проблемы, эффекты и перспективы».

Конференция проводилась с целью выявления, распространения и обобщения лучших практик профориентационной работы с обучающимися в региональном образовательном пространстве для повышения эффективности профориентационной деятельности, в соответствии с запросами цифровой экономики и рынка труда в контексте Постановления Правительства Ростовской области от 26.07.2017г. № 516 «Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области на период до 2030 года», координации и консолидации в регионе всех субъектов организации профориентационной работы, службы занятости.

В работе конференции приняли участие представители Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Управления государственной службы занятости населения Ростовской области, Центра опережающей профессиональной подготовки Ростовской области, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района, Детский технопарк «Кванториум», ДГТУ, РГУПС, Южный Университет (ИУБиП), ЮФУ, руководители, сотрудники, ответственные за профориентационную работу, преподаватели, методисты, педагоги-психологи профессиональных организаций среднего профессионального образования Ростовской области.

Программа конференции включала пленарное заседание, работу четырех дискуссионных площадок:

На пленарном заседании с приветственным словом выступила главный специалист отдела среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области Кузнецова Ю.В.

И. о. ректора ГБУ ДПО РО РИПКиППРО Эпова Н.П. выступила с докладом, в котором отметила важность совершенствования профориентационной работы в реализации национального проекта «Образования» и рассказала о работе «Центра непрерывного развития профессионального мастерства» в этом направлении.

По актуальным и перспективным направлениям деятельности профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров-представителей профессионального сообщества в сфере профориентационной работы и профессионального самоопределения молодежи Ростовской области были представлены доклады: начальника отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации Управления государственной службы занятости населения Ростовской области Коробкиной Н.В.; заместителя руководителя по вопросам координации профориентационных проектов и социального взаимодействия Центра опережающей профессиональной подготовки Лебецкой Т.И.; ректора

Частного образовательного учреждения высшего образования «Южный университет» (ИУБиП) Акперова И.Г.; руководителя ЦРК ДО МБУ ДО ЦПиСПСУ АР Пивоваровой О.Ю.; начальника отдела среднего профессионального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. Корниловой Е.В; заместителя директора Детского технопарка «Кванториум» Вишняковой Н.Ю., методиста кафедры воспитательной работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Шамшиной Н.А.       

Особое внимание выступающими было уделено вопросам сетевого взаимодействия и социального партнерства в рамках проведения профориентационной работы, инновационным подходам к профессиональному самоопределению молодежи в условиях цифровизации, современным форматам проведения профориентационных мероприятий в Ростовской области, значению повышения квалификации в формировании компетенции педагогов по профориентационной работе.

На тематических дискуссионных площадках обсуждались следующие проблемные аспекты профориентационной деятельности:

  • роль педагога в профессиональном самоопределении молодежи, в том числе обучающихся, с особыми образовательными потребностями в области жизненного и профессионального самоопределения;

  • взаимодействие образовательных организаций и семьи в решении проблем профессионального выбора детей и молодежи;

  • актуальные направления деятельности образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия по организации профориентационной работы с обучающимися в системе школа – суз – вуз – производство;

  • опыт создания профориентационной среды в образовательных организациях разного типа;

  • использование возможностей социального партнерства и ориентации обучающихся на инженерные и рабочие профессии в ходе реализации предпрофильной и профильной подготовки;

  • современные технологии профориентационной работы с детьми и молодежью с учетом запросов регионального рынка труда;

  • профессиональная ориентация детей и молодежи в системе дополнительного образования;

  • формы и методы внеурочной деятельности, направленной на профориентационную работу.

На площадках участниками конференции были представлены организационно-методические аспекты профориентации и профессионального самоопределения молодежи, методики профориентационной работы со школьниками и обучающимися в формате образовательных площадок, лекций, мастер-классов; технологии информирования о профессиях, профориентационной диагностики и консультирования; форматы сетевого взаимодействия и социального партнерства в рамках профессионального самоопределения обучающихся в системе школа – суз – вуз – производство.

В ходе пленарного заседания и работы дискуссионных тематических площадок, на которых проходило обсуждение вопросов развития системы профессиональной ориентации участниками конференции отмечено, что, несмотря на сложившийся опыт и положительные тенденции развития профориентационной работы среди молодежи, остаются еще не решенными проблемы:

  • наличие разобщенности действий субъектов профориентации школ, профессиональных образовательных организаций, центров профориентации, работодателей;

  • несоответствие сложившихся профессиональных предпочтений обучающихся с потребностями рынка труда в наиболее востребованных профессиях;

  • отсутствие единых методик, критериев и показателей по оценке результатов профориентационной работы и профессионального самоопределения для образовательных организаций;

  • не сформированность форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью или ОВЗ, которые учитывают особенности и разницу в подходах к ее организации в зависимости от нозологий таких ребят;

  • отсутствие согласованных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов взаимодействия образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывности образования.

По результатам совместной работы участниками конференции выработаны рекомендации с целью совершенствования и координации профориентационной работы в регионе.

Материалы конференции:

Выступления на пленарном заседании

«Новое качество профессиональной ориентации. Повышение квалификации - как инструмент формирования компетенций педагога по организации профориентационной работы» (Корнилова Елена Вячеславовна, начальник отдела среднего профессионального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО)

«Инновационная ранняя профориентация школьников: практикоориентированные проекты, современные форматы проведения мероприятий» (Пивоварова Оксана Юрьевна, руководитель ЦРК ДО МБУ ДО ЦПиСПСУ АР)

«Современные форматы профориентационной работы в общеобразовательных организациях: из опыта работы Центра опережающей профессиональной подготовки Ростовской области» (Лебецкая Татьяна Ивановна, заместитель руководителя по вопросам координации профориентационных проектов и социального взаимодействия Центра опережающей профессиональной подготовки)

«Сетевое взаимодействие, социальное партнерство общеобразовательных организаций и системы профессионального образования как условие эффективной профориентации обучающихся» (Шамшина Наталья Александровна, методист кафедры воспитательной работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО)

«Шанс получения отличной работы в будущем – прямой путь к успеху!» (Вишнякова Наталья Юрьевна, заместитель директора Детского технопарка «Кванториум»


Выступления на дискуссионных площадках

Организация профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (Марченко Елена Петровна, методист отдела среднего профессионального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО)

«Формирование образовательного запроса родителей и создание условий для диалога с ними по поводу его реализации в современных условиях. Проект ГБПОУ РО «КТТ» «Национальные традиции России» (Короткова Юлия Петровна, заместитель директора по УВР ГБПОУ РО «Константиновский технологический техникум»)

«Социально-педагогические аспекты поддержки обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном самоопределении» (Смелова Надежда Васильевна, социальный педагог ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж»)

«Современные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании» (Челбина Анжелика Алексеевна, методист отдела среднего профессионального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО)

«Практика профориентационной работы ГАПОУ РО «РКТМ» в рамках развития юниорского чемпионатного движения JuniorSkills» (Пряхин Игорь Владимирович, директор ГАПОУ РО «Ростовский колледж технологий машиностроения», Сибиль Галина Борисовна, старший методист ГАПОУ РО «Ростовский колледж технологий машиностроения»)

«Региональная цифровая образовательная экосистема как основа формирования цифрового сознания молодежи» (Мартынов Борис Викторович, руководитель ОМЦЦЛ, ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП), Ростов-на-Дону)

«Опыт профориентационной работы в период пандемии» (Бондаренко Юрий Борисович, начальник управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодежи ДГТУ)

«Современные технологии в профориентационной работе» (Семенцова Вероника Викторовна, специалист по профориентации и трудоустройству ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса)

«Современные технологии профориентационной работы с детьми и молодежью с учетом запросов регионального рынка труда» (Фоменко Надежда Васильевна, преподаватель ГБПОУ РО «Азовское профессиональное училище № 45»)

«Информационно-коммуникационные технологии в организации профориентационной работы на примере ГБПОУ РО «НПГК» (Семёнова Наталья Борисовна, начальник отдела профориентации ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж»)

«Формы и методы внеурочной деятельности как средство профориентационной работы в ГБПОУ РО «Дон-Текс»» (Тулубаева Наталья Сергеевна, преподаватель ГБПОУ РО «Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон-Текс»)

«Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы» (Кракаускене Ольга Пантелеевна, директор МБУ ДО ЦПиСПСУ АР)


Возврат к списку