Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» 2020 год
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные психолого-педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ в поликультурной образовательной среде»
Методические рекомендации
Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак.
Рецензенты:
И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные психолого-педагогические технологии в обучении детей с ОВЗ в поликультурной образовательной среде»
Рабочая тетрадь
Авторы-составители:
Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак.
Рецензенты:
Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
И.Н. Кириленко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
В рабочей тетради представлена система вопросов, заданий и тренинговых упражнений, направленных на развитие компетентности педагогических кадров в вопросах современных психолого-педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ. В процессе выполнения упражнений педагог имеет возможность ознакомиться с различными психолого-педагогическими технологиями, которые могут быть применены в образовательном процессе при работе с детьми с ОВЗ в условиях поликультурной образовательной среды.
Рабочая тетрадь предназначена для педагогов, педагогов-психологов, методистов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ и работающих над проблемой формирования психологической компетентности в поликультурной образовательной среде.
Методы активизации поисковой познавательной деятельности обучающихся в поликультурной образовательной среде: проектирование, игромоделирование
Учебное пособие
Автор:
Т. Н. Щербакова, Е.Е. Алимова
Рецензенты:
Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Учебное пособие посвящено актуальным вопросам активизации поисковой познавательной деятельности обучающихся в поликультурном образовательном пространстве. В данном пособии представлены различные методы активного обучения, позволяющие развивать познавательные творческие способности обучающихся. Представлена характеристика психологических познавательных барьеров, возникающих в образовательном пространстве, и способы их преодоления.
Предназначено для руководителей образовательных учреждений, практикующих психологов, педагогов и всех, интересующихся развитием поисково-познавательной активности обучающихся и способами преодоления познавательных барьеров в поликультурном образовательном пространстве.
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Культурно-исторические особенности русского родного языка как фактор развития коммуникации младшего школьника
Методическое пособие
Автор:
Е. В. Посошенко
Рецензенты:
Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
В методическом пособии рассматриваются вопросы культурно-исторических особенностей формирования и развития русского языка, способствующих формированию коммуникативной компетентности младшего школьника. Рассмотрены вопросы возникновения славянской письменности, особенности книжного дела на Руси. Проведен сравнительный анализ русского фольклора и фольклора других народов, который поможет не только глубже понять сюжетные линии, но и позволит младшему школьнику самостоятельно создавать свои собственные авторские сказки.
Пособие адресовано учителям начальных классов, а также всем, кто интересуется историей русского языка и фольклора.
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в процессе обучения русскому родному языку
Учебно-методическое пособие
Автор:
А.Т. Злобина
Рецензенты:
Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В учебно-методическом пособии рассматриваются некоторые теоретические и практические основы успешного обучения русскому родному языку учащихся начальной школы с ориентацией на развитие у них коммуникативной и речевой культуры.
Методические рекомендации к курсу повышения квалификации учителей, обеспечивающих обучение русскому родному языку в начальной школе
Методические рекомендации
Авторы:
Т.Ф.Пожидаева, И.П.Пономарёва, Т.В.Сташкова
Рецензенты:
Е.Е.Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Русский родной язык: содержание и технологии обучения в начальной школе»
Рабочая тетрадь
Авторы-составители:
Т.В.Сташкова, А.Т.Злобина, И.П.Пономарёва, Е.В.Посошенко.
Рецензенты:Сундукова А.Х., кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с вариативной частью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Русский родной язык: содержание и технологии обучения в начальной школе» и предназначена для организации самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.
БИБЛИОТЕКА
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-библиотекаря по всестороннему применению, распространению и продвижению русского языка»
Методические рекомендации
Автор:
Небоженко М.М.
Рецензенты:
Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-библиотекаря по всестороннему применению, распространению и продвижению русского языка»
Рабочая тетрадь
Автор:
Небоженко М.М.
Рецензенты:
Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Применко Л.Б., начальник отдела управления делами ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Электронный контент библиотек как эффективный ресурс поддержки педагогической деятельности в контексте продвижения русского языка
Методическое пособие
Автор:
М. М. Небоженко
Рецензенты:
Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук,
проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
И.Р. Ратке, кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В данном методическом издании представлены электронные ресурсы, созданные Донской государственной публичной библиотекой, способные оказать помощь педагогам в деле продвижения русского языка. Также в издании содержатся правила оформления списков литературы, ссылок в тексте. Эти правила позволят учителю русского языка формировать у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав, как того требует профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Предназначено для педагогов и учащихся старших классов.
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВА
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Совершенствование устной и письменной речевой деятельности обучающихся средствами предмета “Русский родной язык”»
Методические рекомендации
И.Р.Ратке
Рецензенты:
Алимова Е.Е., кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Щербакова Т.Н., доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 36 часов. Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе как стратегия речевого развития личности
Сборник практических материалов
Автор-составитель:
Т. И. Павлова
Рецензенты:
О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Материалы сборника представляют практическое осмысление актуальной проблемы школьного образования – подготовки обучающихся к итоговому собеседованию в 9 классе по русскому языку в школах Ростовской области.
Сборник поможет учителю сделать эффективнее процесс обучения русскому языку, позволит ему повысить уровень своей профессиональной компетентности в преподавании предмета. Достижение таких результатов окажет практическую помощь образовательному учреждению в реализации современных подходов к качеству обучения в условиях деятельностной парадигмы образования, в формировании образовательной среды, отвечающей запросам современного общества.
Сборник будет интересен и полезен учителю-исследователю, кто в своей практике реализует стратегии речевого развития личности.
Реализация эффективных стратегий формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы
Учебно-методическое пособие
Автор:
О.С. Андреева
Рецензенты:
Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Данное учебно-методическое пособие направлено на развитие инновационного потенциала учителя русского языка и литературы в области оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Цель пособия – познакомить учителей русского языка и литературы с новыми подходами к оцениванию, расширить их представление в области формирующего оценивания, способствовать развитию инновационной компетенции в области критериального оценивания. Автор обращает внимание на различие между традиционной системой оценивания и критериальной, показывает роль формирующего оценивания в достижении предметных, метапредметных результатов школьников, создает модель урока, основанную на поэтапном мониторинге достижений, проводит анализ результатов ВПР, итогового собеседования, ЕГЭ по русскому языку и определяет стратегии повышения качества образования. В пособии приводятся примеры оценивания разных видов деятельности учащихся. Оно построено на деятельностной основе: помимо теоретического материала включает практические задания, практикумы, тренинги для педагогов. Приложения, включающие опыт учителей Ростовской области, представляют разработки уроков, мастер-классов, воплощающих идеи формирующего оценивания.
Все вышеизложенное отражает основные направления государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, ФГОС основного общего образования.
Пособие адресовано преподавателям системы дополнительного профессионального образования, методистам, учителям русского языка и литературы, студентам педагогических вузов и колледжей.
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Учебный предмет “Русский родной язык” как инструмент познания национальной культуры и самореализации в ней обучающихся»
Рабочая тетрадь
Авторы:
Андреева О.С., Павлова Т.И..
Рецензенты:
Осадченко Н.Г., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Тищенко А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Учебный предмет “Русский родной язык” как инструмент познания национальной культуры и самореализации в ней обучающихся»
Методические рекомендации
Автор:
И.Р.Ратке
Рецензенты:
Алимова Е.Е., кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Эпова Н.П., кандидат психологических наук, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 36 часов. Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Стратегии и практики преподавания русского родного языка как ресурс профессионального развития учителя»
Методические рекомендации
Автор:
И.Р.Ратке
Рецензенты:
Осадченко Н.Г., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 36 часов. Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Стратегии и практики преподавания русского родного языка как ресурс профессионального развития учителя»
Рабочая тетрадь
Авторы:
Андреева О.С., Павлова Т.И.
Рецензенты:
Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инновационные практики обучения русскому языку как государственному в поликультурном пространстве»
Методические рекомендации
Автор:
И.Р.Ратке
Рецензенты:
Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Тищенко А.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа (36 часов – с использованием кейс-технологий, 36 часов – с обучением в очной форме). Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Художественно-эстетическая деятельность дошкольников как сред ство приобщения к ценностям русского родного
Методическое пособие
Н.В.Корчаловская
Рецензенты:
Копытина М.Г., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Ничипорюк Е.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
В методическом пособии представлен практико-ориентированный материал по приобщению дошкольников к ценностям русского родного языка на основе художественно-эстетической деятельности. Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием фольклора и искусства (изобразительного и театрального) на развитие речевых и эстетических коммуникаций дошкольников. Представлены интерактивные формы организации образовательного процесса ДОУ по приобщению дошкольников к ценностям русского родного языка на основе художественно-эстетической деятельности.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации.
Методические рекомендации к курсу повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования
Методические рекомендации
Автор: М.Г. Копытина, Е.А. Ничипорюк
Рецензенты:
Е.Е.Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
А.Х.Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования»
Рабочая тетрадь
Авторы-составители:
Л.А.Баландина, Л.В. Бех, О.В.Глазырина, М.Г.Копытина, Н.В.Корчаловская, Е.А.Ничипорюк, А.Х.Сундукова.
Рецензент:
Алимова Е.Е., проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук.
ОТДЕЛ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Лучшие практики обучения русскому языку детей с ОВЗ
Методический сборник
Автор: Эпова Н.П.
Рецензенты:
Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;
Павлова Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.
Методический сборник содержит описание инновационных практик обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья в модели инклюзивного образования в Ростовской области.
Среди авторов сборника – учителя русского языка и литературы, начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи, коучи, диспетчеры по образовательной деятельности, обеспечивающие создание развивающей среды при обучении русскому языку через реализацию современных технологий обучения и сопровождения развития детей с ОВЗ – нейрокоррекцию, символическое моделирование, «листы успеха», бинарные уроки и др.
Пособие адресовано педагогическим работникам, координаторам инклюзивного образования, методистам, педагогам-психологам, учителям-логопедам.