Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Издание Национального исследовательского университета

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию издание «Начальное, основное и среднее общее образование в России: статистический обзор», подготовленное Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

В публикации рассматриваются различные аспекты развития начального, основного и среднего общего образования в Российской Федерации. Представлены показатели, характеризующие динамику сети организаций и их инфраструктуру, финансирование, результаты обучения и образовательный выбор выпускников, педагогические кадры, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, цифровизацию общеобразовательных организаций. По отдельным показателям приведены международные сопоставления.

Главные выводы:

  • За последнее десятилетие численность российских школьников увеличилась более чем на четверть, что во многом обусловлено демографическими процессами. На начало 2021/2022 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 17,3 млн человек, из них в частных организациях – менее 1%.

  • Доля расходов на начальное, основное, среднее общее образование по отношению к ВВП составила в 2021 г. 1,6%, что ниже уровня 2020 г. По этому показателю Россия отстает от стран ОЭСР. Максимальные значения зафиксированы в Великобритании (4,1% ВВП), Швеции (3,9%), Республике Корея, Финляндии и Франции (по 3,7%).

  • Недостаточность мест в школах приводит к сохранению обучения во вторую и третью смены. На начало 2021/2022 учебного года по программам начального общего образования во вторую и третью смены занимались 19,2% школьников, по программам основного общего образования – 14,8%, по программам среднего общего образования – 0,6%. Наиболее выраженной проблема сменности остается в городских школах.

  • Растет доля обучающихся 10–11 (12)-х классов, охваченных профильным обучением, которое позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. На начало 2021/2022 учебного года эта доля достигла 71,2%. В сельских школах доступность профильного обучения ниже – 53,9%.

  • Международные сопоставительные исследования качества образования показывают позитивную динамику Российской Федерации на фоне остальных стран-участниц. Наша страна входит в шестерку лидеров по всем направлениям Международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2019. Причем по естественнонаучным дисциплинам российские школьники 4-х классов вошли в топ-3, уступив только сверстникам из Сингапура и Республики Корея, а обучающиеся 8-х классов – в топ-5.

  • Доля молодых педагогических работников (до 35 лет) практически не меняется; на начало 2021/2022 учебного года она составила 23,7% (на начало 2016/2017 учебного года – 23,3%). В городских школах молодых учителей больше (24,9% против 20,3% в сельских).

  • Оснащенность школ оборудованными учебными кабинетами и специальными помещениями возрастает. Наиболее благоприятная ситуация – с кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ими оснащены более 90% городских и сельских школ). Оборудованные кабинеты для занятий иностранным языком есть только в 61,6% школ, кабинеты основ безопасности жизнедеятельности –  лишь в 56,8%. Сельские школы отстают от городских по этим параметрам. В каждой одиннадцатой организации нет спортивных залов, т.е. дети занимаются физкультурой в помещениях, не оборудованных должным образом.

  • В последние годы происходят позитивные сдвиги в организации качественного и доступного питания в школе. Доля школ, имеющих столовую, на конец 2021 г. выросла по сравнению с 2016 г. на 1,8 п. п. – до 98,6%. Горячее питание получают 81,6% обучающихся. Наибольший охват им отмечается среди обучающихся в 1– 4- х классах (98,8%). Каждый второй обучающийся, получающий горячее питание, обеспечен только горячими завтраками. Качеством питания полностью удовлетворены 53% родителей школьников, причем в сельской местности уровень удовлетворенности выше – 63,6%.

  • Существенно выросла доля зданий образовательных организаций, подключенных к высокоскоростному интернету. На конец 2021 г. к интернету со скоростью 100 Мбит/с и выше были подключены более четверти (26,6%) зданий школ (в 2019 г. – 13,2%), в том числе почти половина (49,6%) городских и лишь 6,2% сельских. Здания сельских школ в основном подключены к сети со скоростью 50,0–99,9 Мбит/с (55,7%) и 2,0–49,9 Мбит/с (26,7%).

Авторы издания: Шугаль Н.Б. (nschugal@hse.ru), Кузнецова В.И., Озерова О.К. (oozerova@hse.ru), Шкалева Е.В. (eshkaleva@hse.ru).

Все публикации доступны по ссылке: https://memo.hse.ru/published.

О проекте. Мониторинг экономики образования (МЭО) – крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года. МЭО представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, носящую комплексный характер и охватывающую различные уровни образования. Мониторинг позволяет выявить мнения потребителей и производителей образовательных услуг по таким вопросам, как детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг. (Подробнее – см. на https://memo.hse.ru/concept.)


Документы на скачивание

Возврат к списку